Весна, что ни говори, прекрасное время года. Но пока одни радуются предстоящему теплу и солнцу, другие начинают готовиться к стихийному бедствию – поводкам.
Ежегодно, в марте месяце в Сибирском регионе проходят учебно-методические сборы, на которых отрабатывают способы борьбы с ледовыми заторами во время весенних паводков. На это мероприятие съезжаются специалисты со всей Сибири, в этом году их количество составило 25 человек. Сборы проходят в два этапа. Первый проходит в Красноярске, а второй – практический, на территории 653 Спасательного центра, базирующегося в Коченево, в Новосибирской области.
Во время сборов спасателей учат не только спускам с вертолета и работе с взрывчатыми веществами, им еще предлагается вспомнить базовые знания психологии.
- А зачем психология? - поинтересовался наш корреспондент у руководителя сборов - начальника поисково-спасательного подразделения (парашютно-десантного) ФГУ СРПСО МЧС России Евгения Александровича Скрипальщикова.
- Ну а кто приезжает на сборы? Теоретически, и я могу поучаствовать?
- Нет, конечно. На сборы мы приглашаем людей, ранее прошедших первоначальное обучение и имеющих книжку взрывника. Получить ее может, теоретически, каждый. Достаточно высказать желание, пройти тестирование. Тот, кто тестирование проходит, проходит дальше обучение и практику, а потом можно уже и работать. Все люди, которые приезжают к нам на сборы, проходят именно такой путь. Так что на сборах мы, по сути дела, только освежаем наши знания, практикуемся.- И что входит в программу сборов?
- В первые дни мы проходим теорию и практику десантирования. Спасатели других отрядов, наши филиалы реже нас проводят занятия, поэтому навыки нужно закреплять непосредственно перед обучением. Начинаем мы в классе, потом переходим на вышку на территории отряда и только потом, уже вспомнив все, заходим в вертолет.
- То есть сначала все равно проходит обучение по вашему направлению?
- Конечно. Парашютно-десантная и пиротехническая службы связаны неразрывно. Сначала надо научить людей спускаться к месту проведения взрывных работ, а только потом уже учить взрывать.
- На практике вы отрабатываете только спуски или есть еще какие-то вопросы, требующие подготовки?
- Нет, мы не только спуски отрабатываем. Сразу же мы пробуем при помощи специальных муляжей отработать раскладку взрывчатки на лед. Тут не только наша работа, тут еще и пилоты практикуются. Важно с наибольшей точностью все сделать, чтобы заряд лег именно в то место, куда он предназначается. Вертолет при этом летит на высоте где-то метра три над землей, а наша задача скоординировать свои действия с пилотом и все сделать правильно и своевременно.
- А почему вы про муляжи сказали? Вы во время подготовки с настоящей взрывчаткой не работаете?
Вообще, эти сборы дают нашим специалистам колоссальный опыт: взрывники ведь далеко не каждый день на практике могут отрабатывать свои навыки и умения, оттачивая свое мастерство.

Мы надеемся каждый год на то, что наша работа будет не нужна, но каждая весна показывает, что готовились мы не зря...